ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ САДА

Сад, утопающий в зелени красив сам по себе.  Летом  здесь правит бал карнавал красок и тенистой прохлады. Осень зажигает окружающий ландшафт еще более ярким фейерверком огней. 

А вот зима подчеркивает все недостатки: начиная с отсутствия опыта в планировке и заканчивая неудачным подбором растений. Она обнажает деревья, демонстрируя структуру сада, а в большинстве случаев, ее полное отсутствие.

Так как же должен выглядеть сад с гармоничной структурой, красивый во все поры года? На этот вопрос ответят 10 принципов планировки декоративного сада.

Принцип 1:  ВИЗУАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА.

Если границы вашего участка не простираются до линии горизонта, то вы можете столкнуться  с такой проблемой, как малое пространство в саду. Взгляд ваш то и дело будет упираться в такое ограничивающее препятствие, как забор. Но ведь и без него никак, а многие участки в своих пропорциях очень далеки от идеальной квадратной формы.

Даже очень малое пространство не проблема, если его грамотно оформить. Здесь поможет прием визуальной перспективы. Как это «работает».

Если вы еще не обзавелись забором, то в районе сада постарайтесь сделать его максимально незаметным. Пусть это будет штакетник, ограждение из сетки, живая ограда.

За забором, равно как и перед ним стоит высадить деревья и кустарники, тогда между ними ваша ограда «потеряется» и участок визуально расширится.




На фото вверху: только одним хозяевам известно, где здесь находится забор. Такое ощущение, что там за деревьями будет продолжение участка. Это и есть та самая визуальная перспектива.


Принцип 2: КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСИ


Пространство большого сада делят композиционными осями, роль которых играют дорожки, стенки, живые изгороди. Наличие данных элементов упорядочивает структуру сада. Они служат направляющими при перемещении по ландшафту а так же корректируют недостатки территории.

Например, живая изгородь поперек слишком вытянутого участка делает его параметры приближенными к «правильным». 




Изогнутая дорожка, обрамленная низкой живой изгородью удлинит ваш путь, тем самым создав иллюзию большего, чем есть на самом деле пространства.

Солитерные посадки – верные спутники направляющих осей. Высаженные у оград, в том числе и живых, стен построек, они визуально стирают грань между ландшафтом и искусственными сооружениями.

Ландшафтные дизайнеры стараются избегать доминирования прямых линий композиционных осей. Их обязательно чередуют с другими элементами сада: водоемами, лужайками, двориком и тд. 

Иными словами: сад - это не шахматная доска, здесь прямые линии лучше делать прерывистыми, а там где это невозможно (например, длинная стена или забор) - слегка исказить при помощи смешанных посадок.

Принцип 3: ГАРМОНИЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ РАСТЕНИЙ

Данный принцип предполагает не только и не столько правильный подбор растений по сорту и цвету. Под гармонией, в данном случае, подразумевают грамотное расположение растений.


Например, одинаковые растения, посаженные асимметрично, смотрятся гораздо привлекательнее упорядоченной посадки. Повтор одних и тех же растений только подчеркнет красоту их листьев и цветков.


И, наоборот, набор из нескольких неброских растений, высаженный по принципу повторяющегося чередования внесут в сад гармонию и умиротворение. 

Такой прием часто применяют вдоль стен, заборов, дорожек, живых изгородей.



Растения с конической формой кроны подчеркивают вертикаль, а живые изгороди и стелющиеся – горизонталь. Таким образом, сгруппировав эти элементы можно создать «подвижный» пейзаж с объединяющими и разделяющими компонентами.

Принцип 4: ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗОН

Густо засаженные территории обязательно чередуют с открытыми. Это лишит ландшафт монотонности, сделает большой сад более уютным, а малый привлекательным. Пусть в вашем саду появятся укромные уголки, где можно насладиться уютом тесного пространства и открытые плоскости (газон, пруд), где ничто не ограничивает обзор.




С данной целью садоводы применяют густые кустарники, всевозможные опоры с вьющимися растениями и высокие многолетники.





Принцип 5: СООТНОШЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ

Парных групп в современном ландшафте стоит избегать (эта рекомендация не относится к регулярному стилю сада). Они выглядят слишком правильно и неестественно. А вот три компонента, образующих неправильный треугольник со сторонами разной длины смотрятся гармонично. Это правило одинаково справедливо для растений, представленных одним сортом: деревьев, кустарников, декоративных трав и других многолетников.



Однако, стоит отметить, что бывают и исключения, например, пара крупных растений разного размера (высоты).

Что касается деревьев, расположенных поблизости от жилой постройки, то их следует подбирать таким образом, чтобы достигнув максимальной высоты они либо были выше дома, либо на треть ниже.

И еще один совет: на территории менее 200 м2 крупноразмерным деревьям не место. Они, конечно же, создадут столь желанную в жаркий полдень тень, но не оставят места для развития растений-соседей, став, увы, единственным украшением участка.

Принцип 6: УМЕРЕННОСТЬ

Пестрые цветники и обилие садовых аксессуаров в далеком прошлом. Современный ландшафт можно охарактеризовать одним словом – минимализм.

В моде неброские многолетники, декоративные травы, кустарники и деревья. Нет никакого смысла разбивать на отдельном клочке земли целый дендрарий. 
Наоборот, несколько удачно подобранных между собой видов, повторяющихся в различных вариациях станут залогом изысканного и гармоничного пейзажа.

К тому же, уход за таким садом будет сведен к минимуму и высвободит для вас массу времени для полноценного отдыха в том же саду.




При закладке современного сада избегают излишней детализации (мелких элементов). Лучше сделать ставку на повторение крупных форм одного вида. Взор посетителя сразу оценит такой элемент, легко и непринужденно его запомнит. А вот рассматривание мелких деталей утомит зрение и не оставит следа в памяти.

Принцип 7: ПРАВИЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА ДОРОЖЕК

Собственно, данный принцип должно рассматривать в самом начале планирования и закладки сада.


Дорожки – это тот элемент, который может все испортить или, наоборот, исправить неправильные пропорции участка. 

Все дорожки делят на главные и второстепенные. Главные – самые широкие, а значит, и наиболее влияющие на восприятие ландшафта  в целом.

К тому, что уже сказано в п.2 этой статьи хочется добавить следующее:
  • прямая дорога, расположенная по центру участка визуально его укорачивает;
  • извилистая тропинка создаст иллюзию большого сада, если будет проходить между высокими элементами (деревьями, густыми кустарниками, высокими многолетниками); находясь на одном изгибе такой дорожки, посетитель не должен видеть, что находится за следующим поворотом;
  • дорожка, обрамленная тоннелем из вьющихся растений выглядит интригующе и хорошо, если у такого тоннеля будут выходы справа и слева, ведущие в отдельные зоны сада.

Главные дорожки соединяют между собой переходами в виде каменистых тропок или островков на газоне. Это поможет сократить путь для обслуживания сада.

Принцип 8: ЖИВЫЕ ИЗГОРОДИ

Так же, как и дорожки, живые изгороди моделируют пространство. Причем, для правильного визуального восприятия, их следует делать по принципу – чем дальше к границам участка, тем выше. Исключение составляют те высокие живые заборы, которые намеренно разграничивают большое пространство сада.



Вообще, создавать зеленые ограды – это не так сложно, а грамотно их расположить – целое искусство. Потому неопытным садоводам рекомендуем ограничиться высокими оградами, заменяющими забор и невысоким обрамлением вдоль тех же дорожек или клумб.





Принцип 9: НАЛИЧИЕ КОНТРАСТОВ

Контраст в декоративном садоводстве подразумевает не только игру цвета. На первый план здесь выходит умелое чередование форм.

Здесь сложно озвучить правила сочетания, проще прокомментировать несколько фотоиллюстраций.


На фото вверху гармонично подобран контраст между топиарными кустарниками и естественными куртинами многолетников. Здесь чередуются формы свечи, шара, округлого камня, растрепанные цветущие куртины и декоративные травы, мелколистное деревце в стиле ниваки соседствует с огромными листьями манжетки, словно собранными в пышный букет.

Явно прослеживается контраст мелкого и крупного, правильного и неправильного, искусственно созданного и натурального.


А в этом ландшафте в противовес взметнувшимся вверх стрелам сосен высажены низкорослые сорта деревьев и кустарников. Слева вдали можно разглядеть еще обнаженный скелет деревца с плакучей кроной. 

Ему вторят несколько экземпляров тсуги с такими же поникшими ветвями. в композицию для равновесия добавили невысокие деревца в стиле ниваки, чьи ветви, наоборот, устремлены вверх. 

Объединяющим и в то же время, контрастным компонентом служат периодически повторяющиеся белые куртинки нарциссов, Все это скромное великолепие высажено вдоль каменистого русла ручья.

Принцип 10: УДОБНЫЕ ЗОНЫ ОТДЫХА

Начнем с того, что скамейки, лавочки, беседки обязаны гармонично вливаться в ландшафт. Потому в качестве строительного материала для них отдают предпочтение дереву и природному камню.

Места для кратковременного отдыха лучше прятать, как рояль в кустах. Особенно это касается малых территорий, где обилие архитектурных элементов загромождает пространство.






А вот на больших участках такой крупный элемент, как беседка должна просматриваться между цветниками, а не прятаться за ними.


И будет совсем неплохо, если одна из садовых дорожек будет заканчиваться именно у беседки или садового домика.
Рекомендуем прочесть: