ВИДЫ ШТОР НА ОКНА

Мир оконного текстиля настолько разнообразен, что человек неискушенный способен элементарно  запутаться даже в терминологии. Что уж говорить о нюансах декорирования!

Конечно же, само название никакого значения не имеет, если картинка, увиденная в интернете или предложенная дизайнером вам нравится. Однако, каждый тип штор имеет свои функциональные отличия, и неправильный выбор вида оформления, ткани или карниза скажется на неудобстве в эксплуатации.
Для этих целей и была создана эта статья. Опустим моменты, связанные с выбором дизайна и цвета, эта пространная тема, достойна отдельной публикации, и остановимся на известных видах штор и их характеристиках.

ЗАНАВЕСИ

Данным термином определяют прямые полотна, сшитые из легких тканей и выступающие самостоятельным украшением окна. Этот тип штор берет начало в этнических традициях европейских стран, где и поныне пользуются ставнями или наружными жалюзи и в многослойных текстильных декорациях не нуждаются.

Занавеси смотрятся легко, воздушно, пропускают свет и добавляют интерьеру ощущение простора.

Украшением такого оконного текстиля служит сама фактура ткани, чистый цвет, который усиливается от преломления солнечных лучей, изящное крепление к карнизу: на магнитах, на прищепках, с изысканными провисами. 


Занавеси привязывают к карнизу на ленты или крепят на петли. Еще один вариант фиксации – на кулиску, когда в верхней части полотно делают двойным и сквозь него продевают трубу карниза. Дополнительный шарм кулиске добавляет высокий «гребешок» или кружево, которые при сборке собираются в красивый рюш.


Чаще всего такие воздушные шторы требуют пары в виде красивого, визуально легкого карниза.

Одна из разновидностей занавесей – нитяные шторы. Данный тип оконного текстиля снова стал популярен благодаря своей универсальности и разнообразию в способах декорирования. 


Нити можно смело обрезать по задуманному контуру (плетение нитей таково, что они не распустятся), комбинировать наслоением разных цветов друг на друга, завязывать узлами или подбирать подхватами. В последнее время весьма популярно нанизывание на нити бусин, а то и полная замена нитей на леску с каскадом бус.

  • ТКАНИ: легкие кружевные, прозрачная вуаль и невесомая органза, легкие портьерные ткани, особенно хороши тонкие льняные, главный критерий выбора – светопропускающие способности, даже если ткань не совершенно прозрачная, занавесь располагают по краям окна, оставляя стекло открытым.
  • КАРНИЗЫ: декоративные модели потолочных профилей, штанговые карнизы – кованые, под ковку, карниз-труба с декоративными наконечниками. Некоторые модели штор просто крепят на декоративные крючки, прибитые к стене либо потолку.

ПОРТЬЕРЫ

Данная разновидность штор так же представлена прямыми полотнами, но выполняется из более плотных тканей и имеет затеняющую функцию. 


Портьеры часто шьют на подкладе, который в первую очередь, защищает лицевую ткань от выгорания, делает ее плотнее, а изнанку декоративнее. За счет утяжеления полотен подкладом, они ниспадают на пол красивыми фалдами. Край такой шторы можно кокетливо отвернуть и закрепить декоративным магнитом. Формированию фиксированных фалд (складок) способствует шторная тесьма с особой сборкой – пучком.


Портьеры могут выступать самостоятельной деталью оконного текстиля, такая практика распространена в Англии, где окно является отдельным предметом декора и гордо демонстрируется хозяевами.
  • ТКАНИ: любые плотные, желательно хорошо драпирующиеся материалы, они могут быть и трикотажными и даже выполненными из искусственного замша.
  • КАРНИЗЫ: так же, как и для занавесей – выполняющие не только несущую, но и декоративную функцию, впрочем, верх портьер, спрятанный в потолочную нишу в декоре не нуждается.

КЛАССИЧЕСКИЕ ШТОРЫ

Это традиционный для нас вид оконного текстиля, представленный двухслойной комбинацией из прямых полотен большой (портьер) и малой (тюлей) плотности. 

Впрочем, когда портьеры несут скорее декоративную функцию, комплект штор дополняют еще одним светонепроницаемым полотном, в обычное время прячущимся под портьерой. Это делают в помещениях для сна, гостиничных номерах и домашних кинотеатрах.

Классические шторы выполняют из одной, двух и более частей – зависит от модели. Они раздвигаются в разные стороны, или на одну. Те шторы, которые в течение дня передвигают называют рабочими.

Самый спорный вопрос – это длина классических штор. Она зависит как от желания хозяина, так и от назначения помещения и типа напольного покрытия.

Так, на кухне не принято делать длинные шторы (либо до подоконника либо 10 см от пола), хотя в столовой зоне они смотрятся весьма кстати.

В спальне и гостиной, наоборот, более благородно и изысканно будут смотреться шторы, лежащие на полу.

Для детской более приемлем вариант на 1-3 см короче пола – чтобы случайно не наступить и не сорвать полотно с карниза.

Вам следует знать, что декоративные шторы, предназначенные для красивого подбора на подхват не стоит делать точно в пол – добавьте сантиметров пять к длине и тогда они не будут выглядеть короткими после подбора.
  • ТКАНИ: любые драпирующиеся, легкие и тяжелые, прозрачные или плотные – ограничений нет.
  • КАРНИЗЫ: любые профильные и штанговые, выдерживающие нагрузку веса ваших штор. Знайте, что многие модели карнизов гнутся в арку или эркер. Это добавляет к их стоимости 20%, но работы выполняет фирма продавец под заказ и требуется предварительная консультация у продавца о возможности такой операции.

АВСТРИЙСКАЯ И ЛОНДОНСКАЯ (АНГЛИЙСКАЯ) ШТОРЫ

Эти два вида штор очень схожи между собой. В отличие от традиционных, они не раздвигаются по горизонтали, а поднимаются вверх. 

По высоте штор с изнаночной стороны вертикальными рядами пришивают колечки, сквозь них продергивают шнуры, и фиксируют к низу шторы.

Если тянуть за свободный конец каждого шнура одновременно, то штора будет подниматься, закладываясь мягкими волнообразными складами. Равномерный подъем штор обеспечивает специальный карниз, используемый для римских штор (римский карниз). Впрочем, австрийские и английские шторы могут быть фиксированными на определенной высоте и крепиться на любой обычный карниз.

Так в чем же отличия между этими шторами? Австрийскую по карнизу собирают в мелкую сборку, а верх английской гладкий, запас на сборку закладывают во встречные склады. Австрийская всегда делится на одинаковые мелкие секции, а английская может состоять из одной, достаточно широкой.

Декорируют шторы по низу тесьмой, бахромой рюшем, кистями, а в бантовые склады английской можно сделать вставки контрастного цвета(см. на фото выше)
  • ТКАНИ: тонкие материи, которые предварительно стоит проверить на жесткость, слишком жесткие ткани будут топорщиться в складах, а чересчур мягкие,  вроде трикотажа, непрезентабельно провисать.
  • КАРНИЗЫ: подъемная римская система или ее самодельный аналог, шторам с фиксированной высотой подойдет любой другой карниз.

МАРКИЗЫ (ФРАНЦУЗСКИЕ) ШТОРЫ

Эти шторы, хоть и имеют два названия, но представляют собой одну модель: тоже полотно, как и в австрийской шторе, но только равномерно собранное и по карнизу и по высоте в мелкую сборку. 

На пошив маркизы расходуется довольно большой метраж ткани, тесьмы для сборки секций и труда, поэтому французская штора – достаточно дорогое «удовольствие».

Чаще всего маркизы делают присборенными по всей высоте, но возможны варианты, когда собирают лишь какую-то часть – нижняя или верхняя – зависит от замысла дизайнера.

Длина в готовом виде может быть любой, а в дополнение ко всему, французскую штору можно сделать еще и подъемной.

Декорируют маркизы, в основном, по нижнему краю: бахромой, тесьмой со стеклярусом, кружевом, рюшем.

Французские шторы могут выступать на окне соло или дополняться портьерами либо тюлем. В последнем варианте ее выполняют из непрозрачной ткани. Дизайнеры так же используют маркизу  в качестве короткого ламбрекена над окном.
  • ТКАНИ: прозрачные или нет, обязательно тонкие, легко драпирующиеся, это может быть вуаль, органза, тафта, маркизет.
  • КАРНИЗЫ: любой профильный или штанговый карниз, для подъемной маркизы используют римский карниз.

РИМСКИЕ ШТОРЫ

Это фаворит среди современных штор, несмотря на свой преклонный возраст. Римские шторы насчитывают в своей истории более тысячи лет и рождением обязаны… парусным кораблям. Именно система подъема паруса легла в основу их конструкции.

Сегодня римки переживают второе рождение, став востребованным оконным декором для современных стилей интерьера. Однако, выполненные из роскошных тканей, они являются изысканным дополнением интерьеров исторических стилей.

Римские шторы в закрытом виде представляют собой гладкое прямоугольное полотно, при открывании поднимающееся вверх и самостоятельно закладывающееся равномерными складами.

Равномерную ширину на момент сборки обеспечивают горизонтальные ребра жесткости (пластиковые прутья), равноудаленные друг от друга. В нижнюю часть вставляют утяжелительную планку, помогающую шторе опускаться.

Модели римок бывают разными: с прутьями и без них, дополненные снизу декоративным кантом либо с оригинально скомбинированным основным полотном. 

Римские шторы, предназначенные для затенения или выполненные из  цветных тканей требуют подклада для защиты от преждевременного выгорания. Ее рекомендуется выполнять из натуральных таканей, чтобы предотвратить появление синтетического запаха при нагревании солнцем.
  • ТКАНИ: любые не эластичные и не грубые ткани, по физическим характеристикам они могут быть прозрачные и нет, плотные и рыхлые, тюлевые и портьерные.
  • КАРНИЗ: специальная подъемная система для римских штор или ее самодельный аналог. Если римки – всего лишь декор с фиксированным положением склад, то подойдет любой карниз, вплоть до крючков, вбитых в стену.

ИТАЛЬЯНСКИЕ ШТОРЫ

Происхождение данного вида штор понятно из названия. Внешне это обычные портьеры, преимущественно на подкладе. Их отличительная черта – фиксированное положение на карнизе. То есть вам не потребуется раздвигать шторы для того, чтобы открыть доступ свету – достаточно потянуть за шнур и шторы красиво задрапируются от центра к боковой части. В открытом виде они ничем не отличаются от подобранных на подхваты портьер.

Такой способ открывания обеспечивает ряд колец, пришитых с изнаночной стороны и шнур, продетый в них. Натяжение шнура заставляет штору собираться в склады – вот и весь секрет.
  • ТКАНИ: любые легкие портьерные, подклад пришивают для повышения прочности полотна в местах крепления колечек, тяжелые ткани оказывают большую нагрузку как на карниз, так и на точки пришива колец, поэтому не рекомендуются.
  • КАРНИЗЫ: можно приспособить римский карниз или сделать самодельную систему подъема на любом карнизе.
ЯПОНСКИЕ ШТОРЫ

Популярность минималистичного дизайна пробудила интерес к лаконичному декору окна – японским шторам. Они представляют собой узкие ровные полотна, перемещающиеся по карнизу. При полном открывании японских штор тканевые полосы прячутся друг за друга.

Некогда такие шторы служили раздвижными панелями, заменяющими перегородки в японских домах и выполнялись из рисовой бумаги. С течением времени бумага сменилась тканью, а принцип действия сохранился.

Два обязательных элемента каждого полотна – утяжелительная планка внизу и жесткая планка вверху шторы – они отвечают за расправленное состояние шторы.

Ширина каждого полотна одинакова и колеблется в пределах 60 —150 см. Вытянутая пропорция штор требует соблюдения соотношения сторон (примерно 1:8) – чем выше потолок, тем шире полотно.
  • ТКАНИ: преимущественно натуральные, обязательно не эластичные, с достаточной жесткостью, чтобы края полотен сохраняли ровность. Ткани могут быть прозрачными и нет, тюлевыми и портьерными.
  • КАРНИЗЫ: специальный карниз для японских штор с большим количеством дорожек, если раскрытие штор не предполагается или будет проводиться редко, то возможно применение обычного потолочного профиля на 3-4 дорожки.

РУЛОННЫЕ (ВЬЕТНАМСКИЕ) ШТОРЫ

Еще одна простая шторная система: прямоугольное полотно закручивается по высоте снизу вверх.

Штору рекомендуется выполнять на подкладе, который несет декоративную функцию поскольку виден при скручивании.

В нижнюю часть вставляют утяжелитель, желательно с круглым сечением. Скручивание в рулон выполняют вручную и фиксируют поддерживающими лентами, либо же за счет несложной подъемной системы – чем жестче ткань, тем лучше она сворачивается .

Вьетнамские шторы часто применяют там, где интерьеру требуется придать экзотическое звучание либо же  в этнических стилях, когда от текстильного декора ожидают простоту и лаконичность.
  • ТКАНИ: любые неэластичные, преимущественно натуральные, с достаточной плотностью и жесткостью.
  • КАРНИЗЫ: любые, начиная от простой ламбрекенной планки и заканчивая римским.

ШТОРЫ НА ПЕТЛЯХ

Любимица современных интерьеров штора на петлях совершенно справедливо заслужила такую широкую популярность. Петли делают ее самодостаточным декором окна и служат украшением шторы даже, если не выделены цветом или интересными деталями.

А их при оформлении петель применяют великое множество: это и отделка тесьмой, кружевом, и застежка на пуговицы, и продевание петли в декатабы (что-то вроде колец для салфеток, только с овальным сечением). Петли из вуали можно сделать пошире и присобрать внизу на кулиску. В общем, такая маленькая деталь, а столько места для полета дизайнерской фантазии.

Само полотно – прямое, хотя, на петли можно «посадить» и все вышеперечисленные виды штор. По сути – это лишь способ крепления штор на карниз.

Разновидностью штор на петлях являются занавеси на завязках, ширина лент уже, но принцип «работы» тот же – фиксация на карнизной трубе.

При выборе моделей на петлях или завязках учтите, что перемещать их по карнизу без специальных тефлоновых накладок будет сложно. 

  • ТКАНИ: практически любые – эластичные и нет, легкие тюлевые и тяжелые портьерные. Мягкие будут легко драпироваться, а жесткие применяются, когда штора представлена в виде тканевой панели.
  • КАРНИЗЫ: преимущественно трубчатые карнизы, для облегчения движения петель под них подкладывают тефлоновые подложки; для профильных карнизов существуют стандартные бегунки под петли, представляющие собой два колесика, соединенных пятисантиметровой перекладиной.

ШТОРЫ НА ЛЮВЕРСАХ

Эти шторы – наши современники. Они представляют собой обычные портьеры, у которых в верхней части на равном удалении друг от друга пробивают отверстия, обрамленные двусторонними люверсами (преимущественно пластиковыми кольцами). 

Люверсы являются главным элементом декора такой шторы и носят важное функциональное назначение – в них продевают трубу карниза.

Весь декор часто строится вокруг места крепления люверсов – оно выделяется кантом, подчеркивается тесьмой, бахромой, стеклярусом. Шторы с богатой фактурой в дополнительном декоре не нуждаются.

Дизайн колец радует разнообразием: от имитации дерева и металла до сложных форм со стразами.

ВАЖНО ЗНАТЬ: количество колец на одной шторе всегда должно быть четным, а расстояние от верха шторы до отверстия (гребешок) не должно быть более расстояния от потолка до верха трубы.
  • ТКАНИ: практически любые, ведь жесткость верхней части обеспечивает специальное дублирование (способ зависит от вида ткани).