ХОЛОДНЫЙ БАТИК

Языческие корни азиатских (и не только) культур породили всевозможные техники нанесения рисунка на предметы быта. 

Каждый узор, каждая его линия в те далекие времена носила свое сакральное значение. И любой посвященный мог прочитать в изображении информацию, заложенную исполнителем так же, как сегодня мы читаем книгу.

Подобные послания на предметах быта считались оберегами, служили предупреждениями, повествовали о происхождении рода либо принадлежности вещи.  В древнем Шумере, Китае, Японии, на острове Ява и африканском континенте носителем такой информации служила ткань. 


Уникальность и самобытность рисунков одежды и домашнего текстиля аборигенов покорила сердца европейцев, утомленных консерватизмом собственной культуры. Поэтому волна нового увлечения росписи по ткани, захлестнувшая Европу в начале ХХ века, выплеснулась на цивилизованный берег в виде декоративной техники батик. 

Правду говоря, автентичная технология горячей росписи с помощью воска оказалась несколько сложной для широкого круга любителей батика и в эпоху модернизма был изобретен новый разделяющий краски состав, позволявший нанести рисунок на ткань «холодным» способом.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

На сегодняшний день батик – это не дань моде, а осознанное желание сделать мир вокруг себя цветным и неповторимым. Стремление вырваться из массовости и многотиражности, порожденных прогрессом поощряется уникальным образом и стилем, который вы можете создать для себя и своего окружения. 


Ведь расписать красками можно все: начиная от небольших текстильных аксессуаров в виде подушек, платков, шарфов, сумок и заканчивая более крупными предметами одежды и быта. Если говорить об интерьере, то область применения техники батик для декора распространяется практически на весь домашний текстиль.


Обучившись несложным приемам холодного батика можно создать единый ансамбль для гостиной, где рисунок может быть нанесен и на декоративные подушки, и просто натянут на деревянную раму в виде картины, став украшением стены.

Римская или вьетнамская шторы – идеальная плоскость для росписи по ткани. Расправленное полотно не только обогатит ваш интерьер ручной работой, но и станет наглядным доказательством  неординарности хозяев.

Спальня – просто плацдарм для холодного батика. Но в данном случае ваше искусство будет скорее предназначено для того, чтобы потешить собственное самолюбие и повысить самооценку. Ведь нежиться на шелковой постели с элементами ручной росписи дано не каждому! 


Интерьер спальной можно так же дополнить картиной на ткани, декоративными наволочками, покрывалом и изящным узором на шторах. Только не стоит все эти предметы украшать рисунком одновременно. Расположите их местами в виде цветовых пятен, уравновешивающих гармонию интерьера.


Кухня – это площадка для начинающих. Здесь будет простительна практически любая ошибка в рисунке, главное, суметь преподнести ее как оригинальную задумку и ваша неудавшаяся картинка станет уникальным изображением в технике примитивизма.

МАТЕРИАЛЫ

Качество работы в технике холодный батик напрямую зависит от правильно подобранных материалов. В первую очередь следует основательно подойти к выбору ткани.

ТКАНИ для БАТИКА. Для работы в декоративной технике холодный батик подходят исключительно натуральные ткани. это требование обусловлено общепринятой технологией нанесения рисунка. В качестве основы для изображения подойдут лен, хлопок и шелк. Шелк самая дорогая и «благодарная» ткань для росписи, но приобретать ее новичкам не рекомендуем. Лучше сначала «набить руку» на более доступных полотнах из тонкого хлопка, возьмите, к примеру, батист.

Перед приобретением ткани следует убедиться в ее 100% натуральности. Увы, веры продавцам мало, не столько потому, что лукавы, а скорее в силу их некомпетентности. Поэтому я всегда хожу в магазин тканей с …зажигалкой. Это единственный способ быть уверенным в своем выборе. Вытянуть пару нитей из образца ткани несложно. После их следует поджечь (не стоит это делать в магазине, а то могут выдворить) и оценить «останки». Если после сожжения нити образовались твердые остатки, то в ткани явно присутствует синтетика, поскольку органический материал образует рассыпающуюся между пальцев золу.

Итак, ткань приобретена, но не спешите натягивать ее на раму. При производстве тканей (особенно натуральных) выполняется аппретирование полотна – придание товарного вида путем пропитки «подкрахмаливающими» составами. Они могут исказить цвет либо вовсе не позволить лечь краске. Поэтому ткань тщательно прополаскивают в теплой воде. Заодно, рекомендуем сделать предварительное замачивание минут на 15 при температуре не менее 600С, чтоб ткань «подсела» и не преподнесла неприятных сюрпризов в процессе эксплуатации.

КРАСКИ для БАТИКА. Расписать ткань в технике холодного батика вам помогут краски, специально для этого предназначенные. Просто подойдите в художественный салон и поинтересуйтесь ассортиментом красок для батика. Проще всего, для начала будет купить готовый набор. 

Учтите, что для того, чтоб добиться определенного оттенка вам потребуется смешивать между собой различные цвета. Поэтому не удивляйтесь, если в наборе не окажется зеленого цвета – его получают соединением желтого и синего. Минимальный цветовой набор – красный, синий, желтый, черный. Все остальные цвета – их производные.

СОВЕТ НАЧИНАЮЩИМ! Что до стоимости и предназначения красок. Для экспериментальных образцов и проб в технике холодного батика выберите более дешевые варианты. Учтите, что краски бывают как универсальные (для всех видов натуральных тканей), так и специализированные (исключительно для росписи по шелку).

РЕЗЕРВИРУЮЩИЙ СОСТАВ и КОНТУР. Для того, чтоб зафиксировать краску в определенных границах используют специальный состав – резерв. По химическому содержанию это клеящая смесь из натурального каучука и бензина. Суть «работы» резервирующего состава заключается в пропитывании ткани в месте нанесения. В этой точке ткань становится невосприимчивой к воде и тканевым красителям. 

Хотя, это не означает, что она останется в своем первозданном цвете. Если вы пожелаете, линию, образованную резервом можно сделать цветной. Для этого либо выбирают резервирующий состав  нужного оттенка, либо по окончании работ сверху наводят акриловый или масляный контур (продается в тех же магазинах).

СОВЕТ НАЧИНАЮЩИМ! Резерв может быть разной консистенции от жидкого до более густого – чем он реже, тем быстрее выливается, а следовательно должна быть выше скорость нанесения линий.

Тем, кто только пробует работать в технике холодного батика рекомендуем пользоваться более густыми составами и подбирать к ним трубочки для нанесения резерва с большим диаметром отверстия. Тонкие трубочки и жидкие составы предназначены для филигранной работы с шифоном и ему подобным тканями, а до работы с ними следует еще «дорасти».

ИНСТРУМЕНТЫ для БАТИКА. Как упоминалось выше, для нанесения контура холодным резервирующим составом потребуется специальное приспособление. Выглядит оно следующим образом: полая стеклянная трубочка с емкостью для наполнения резервом и загнутым под углом 1350 кончиком. Наполнение инструмента резервом происходит с помощью маленькой резиновой груши (купите в аптеке).

Для нанесения красок следует приобрести натуральные кисти разных размеров:
  • для росписи фона и больших участков - № 9,
  • мелкие и средние фрагменты расписываются кистями в диапазоне от № 2 до № 7, причем для тонкой прорисовки годятся кисти только с тонкими кончиками, иначе рисунок получится грубоватым.
Для высветления отдельных участков пригодится уайт-спирит и тампоны, а для равномерного растекания краски по поверхности ткани не обойтись без обычной чистой воды.

Заготовьте набор емкостей для воды, промывки кистей и смешивания красок.

Ткань перед началом росписи натягивается на деревянный подрамник, который либо приобретается в салоне, либо изготавливается вручную их реек.

Крепление ткани на подрамник происходит посредством кнопок либо современной альтернативы – канцелярских гвоздиков. Купите их с запасом.

Для того, чтобы перенести рисунок на ткань нужен эскиз в натуральную величину, водоисчезающий фломастер или хотябы очень мягкий простой карандаш (можно использовать, если контуры будут темными).

Закреплять рисунок вы будете с помощью парового утюга и вам дополнительно потребуется два чистых отреза хлопчатобумажной ткани.

ПОДГОТОВКА РАБОЧЕГО МЕСТА

Для комфортной работы вам понадобится подготовить стол, застелить его тканью. Освещение над столом может быть как естественным, так и искусственным, но обязательно хорошим. Вам ведь надо будет различать тонкие линии и оттенки красок. На столе либо рядом с ним отведите достаточно места для красок и баночек. Стул, в первую очередь, обязан быть удобным – детальная прорисовка потребует комфортной фиксации корпуса.

Подготовленную ткань натяните на подрамник. Во избежание образования перекосов рекомендуем вам делать это в следующей последовательности:
  • предварительно намочите ткань, после высыхания она даст необходимое натяжение,
  • сначала закрепите полотно по центру короткой планки,
  • сильно натяните полотно и закрепите его с противоположной стороны,
  • проделайте ту же процедуру, но уже на длинной планке,
  • далее, закрепите оставшиеся участки, но учтите, что никакие провисания полотна не допускаются
  • накалывайте ткань достаточно густо, каждые 5 см
  • дайте полотну высохнуть.
ТЕХНИКА РОСПИСИ

Теперь, когда все необходимые подготовительные процедуры произведены, можно непосредственно приступать к росписи ткани в технике холодного батика.

ПЕРЕНОС РИСУНКА на ТКАНЬ

Как уже упоминалось, у вас должен быть эскиз в натуральную величину. В зависимости от собственных предпочтений вы можете воспользоваться следующими способами копирования рисунка на ткань.

Если ткань достаточно прозрачна, то эскиз подкладывают снизу и прикалывают булавками, после наводят контуры водорастворимым фломастером, мягким карандашом, профессионалы сразу же пользуются резервом.

Если прозрачность ткани оставляет желать лучшего, то эскиз накалывают сверху и переводят под копирку.

НАНЕСЕНИЕ РЕЗЕРВА

Стеклянную трубку наполняют резервирующим составом с помощью маленькой резиновой груши, повернув носик вверх. При нанесении контура носик опускают, точным и равномерным движением проводят линию.

Некоторые резервы продаются с горлышком-носиком, поэтому мастерицы рисуют прямо им, кому как удобнее… Линии должны быть непрерывными, не соединяться посередине, поскольку в начале линии часто происходит ее утолщение. Дайте резерву высохнуть.


СМАЧИВАНИЕ ФРАГМЕНТА ВОДОЙ

Вода нужна для того, чтоб краска, которой вы работаете растекалась по поверхности плавно и равномерно. Поэтому берем кисть, мочим и проводим по той части рисунка, которую будем заполнять цветом. Ткань в этом месте потемнеет, если при нанесении резерва произошел обрыв линии, вы это сразу же заметите – вода перетечет на соседний участок. Оставьте это место просыхать, а после наведите сплошную кривую. Фрагментов у вас достаточно, так что не теряя времени занимайтесь другими частями рисунка.

ПЛАВНЫЕ ПЕРЕХОДЫ ЦВЕТА


Краски наносятся кистью пока ткань не высохла. Сначала светлые, потом темные. Цвета растекаются, создавая плавные переходы. Работа продолжается пока ткань достаточно влажная.  Если высохла – намочите и продолжайте работу. 


Чтобы придать фрагменту объем (глубину) самые темные оттенки размещают вдоль контура и наносят тонкой кистью. Сейчас вы создаете цветовое заполнение, если потребуются тонкие и четкие линии – вы их сделаете на завершающем этапе работы.


РАЗМЫВАНИЕ КРАСКИ


Чтоб создать высветленную каплю на фоне достаточно капнуть в этом месте спиртом – краска плавно отступит к краям спиртового пятна. 

Этот прием часто применяют для придания фону неоднородности. 

Поэкспериментируйте с пятном на мокром и сухом фоне, чтоб понять суть «работы» эффекта.

АКВАРЕЛЬНЫЕ ПЯТНА


Интересно смотрятся на однотонном фоне акварельные пятна с контурами. Для их создания разбавленную краску наносят на сухую ткань и дают просохнуть перед нанесением следующего слоя пятен.

НАВЕДЕНИЕ КОНТУРА, ЛИНИЙ и ТОЧЕК


Когда все «малярные» работы завершены, наступает время для тонкой художественной прорисовки деталей. Здесь используют кисть №2 и работают по сухой ткани. Процесс очень кропотливый, поэтому займите на стуле положение поудобнее, чтоб ничто вам не помешало управлять кистью.

Если вы планируете закрасить резерв, то в конце работы используйте цветной акриловый либо масляный контур. Линии необязательно должны быть сплошными, прервите их пунктиром, проложите точками – найдите свою технику.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ РИСУНКА

Настал приятный момент оценки рисунка – если все, что задумали сделали, снимите полотно с рамы и разложите на утюжильной доске. 

Выберите тепловой режим согласно составу вашей ткани. Обычно это «двоечка с паром». Втечение 3-4х минут обрабатывайте доступный участок (размер гладильной доски) дайте остыть, переместите рисунок и повторите операцию, пока не зафиксируете краску на всем полотне.


Отложите батик на сутки: дайте ткани «отдохнуть, а краске закрепится. После прополощите в теплой воде с мягким моющим средством, чтоб удалить остатки и запах бензина от резерва. Не лишним будет чистое полотно опустить в подкисленную воду (добавьте уксус либо лимонную кислоту). Вам останется только просушить, проутюжить и обработать края вашего шедевра.

СОВЕТЫ для НАЧИНАЮЩИХ

Не беритесь сразу за объемные работы – «набивайте» руку и скорость на маленьких образцах. Создайте коллекцию миниатюр на ткани для размещения на стене, разместить их вам помогут статьи УКРАШЕНИЕ СТЕН и КАРТИНЫ И ФОТО.

Вряд ли стоит спешить с покупкой подрамника либо откладывать обучение из-за его отсутствия. Возьмите большие пяльца – они отлично помогут вам освоить азы. А когда почувствуете силу и уверенность – переходите на более масштабные проекты.

Не бойтесь экспериментировать – ищите свою технику и манеру исполнения. Та информация, которая сейчас вам предоставлена – всего лишь основы, а секреты техники мастера предпочитают держать в тайне.


Поначалу выбирайте более густые резервы и трубочки с большим отверстием и лишь почувствовав уверенность в движениях рук, можно начать экспериментировать на образцах шелка с тонкими трубочками и более текучим резервом. Чем тоньше ткань – тем тоньше трубка.

При нанесении резерва, его носик должен упираться в ткань перпендикулярно, иначе состав будет растекаться линией неравномерной толщины.

Поворачивайте носик вверх сразу же по окончании линии, чтоб на полотне не появлялись случайные капли.

Не откладывайте работу после нанесения резерва надолго – после 24 часов жирный бензин начнет расплываться за пределы контура и краска уже не сможет заполнить фрагмент без светлых зазоров.


Рекомендуем прочесть:


КАК ВЫБРАТЬ СИЛИКОНОВЫЙ КЛЕЙ ДЛЯ ДЕКОРА
ДЕКУПАЖ МЕБЕЛИ
РИСУНОК НА СТЕКЛЕ СВОИМИ РУКАМИ
РИСУНКИ НА СТЕНЕ
ВСЕ ШТОРЫ
СЕРВИРОВКА СТОЛА
ДЕНЕЖНОЕ ДЕРЕВО