ДЕКУПАЖ МЕБЕЛИ

Если вы попали на эту страницу, то скорее всего, являетесь поклонником вещей неординарных либо практичный человек и всегда используете возможность вдохнуть в старые предметы новую жизнь. 

Декупаж мебели – это доступный способ преображения безликого фасада либо столешницы, способ «вписать» предмет в интерьер при помощи его стилизации. Просто выбираете картинку, соответствующую стилю помещения и закрепляете на облюбованной поверхности. Это, конечно же, несколько утрированный подход к данному методу декорирования, но четко выражающий его суть.

Итак, вы «загорелись» идеей декорировать свою мебель в технике декупажа. Для начала дайте себе правдивый ответ на следующий вопрос: зачем вам это нужно? 

Если ответ заключается в желании создать такую же вещицу, как видели в интернете, попробовать поработать в этой интересной технике либо просто очень понравилась картинка – скорее всего следует сразу же отказаться от затеи декупажа мебели и заняться декором мелких вещей типа миниатюрных комодиков, шкатулок, досочек. Так вы реализуете свое истинное желание.

Если же у вас в доме есть старая мебель, которая не очень-то «пляшет» с дизайном интерьера, вы намерены создать уникальную садовую мебель, оформить комнату в стиле винтаж, ретро, шебби-шик, колониальный, либо в одном из этнических стилей – тогда путь выбран верно. Вам остается только подобрать подходящее изображение и определиться с фоновым цветом.

УСЛОВИЯ для ПРИМЕНЕНИЯ ДЕКУПАЖА

Те, кто имеет общее представление о данной технике, наверняка в курсе, что нанести аппликацию можно практически на любую поверхность. 


Следовательно, для декупажа подойдет мебель, сделанная из любого современного либо традиционного материала.  Это могут быть ламинат, ДСП, МДФ, стекло, дерево, шпон. Для последних двух требуется предварительная подготовка поверхности, для остальных – только ее обезжиривание.

Обезжиривание проводят посредством протирания тампоном, смоченным в спирте, либо же промыванием жидкостью  для мытья посуды.

Сразу оговоримся, что ЕСЛИ ОСНОВАНИЕ МЕБЕЛИ ТЕМНОГО ЦВЕТА и менять его вы не намерены, то под рисунок поверхность необходимо прокрасить светлой (желательно белой) краской, иначе темный фон будет проступать сквозь прозрачную бумагу и искажать цвет.

Понятно, что четко повторить контуры рисунка не всегда возможно – попробуйте схитрить: выделите на мебели фрагмент геометрической формы, прокрасьте его белой краской, а после замаскируйте границы молдингом либо трафаретной росписью. Центральная же часть будет отличным фоном для декупажа.

Еще один вариант разрешения ситуации – нанести аппликацию, а выступающие из-под нее участки белой краски впоследствии покрыть слоем темной, оформить в технике кракелюр (трещинки на поверхности), таким образом, сделав плавный переход от картинки к основному фону мебели.

Так же вы можете наклеить на темный фон картинку на более плотном, чем салфетка основании – тогда искажения цвета не будет, но проявятся четкие границы рисунка за счет толщины бумаги. 

Этот нюанс, обычно, нивелируется последующим нанесением не двух-трех, как обычно, а большего количества слоев лака.


Вернемся к подготовке основания ДЕРЕВЯННОЙ и ШПОНИРОВАННОЙ поверхности. Старое дерево может быть пропитано воском, окрашено, а шпон вскрыт лаком. Поскольку составы этих поверхностей к химически нейтральным отнести сложно, то наилучшим способом станет удаление старого покрытия с помощью хим составов. Обратитесь в строительный магазин и вам предоставят на выбор средства для удаления старого лака либо краски, а заодно, отбеливатели и морилки, если вы желаете сохранить и облагородить фактуру древесины.

Воскованую (полированную без лака) древесину предварительно полностью ошкуривают для создания адгезии с грунтовкой.

ВНИМАНИЕ! Все «химические» работы выполняют исключительно в хорошо проветриваемых нежилых помещениях и с резиновыми перчатками на руках.

ВИБИРАЕМ ДИЗАЙН

Теперь, когда вы имеете более полное представление об объеме подготовительных работ, соответствующих типу и цвету поверхности, следует четко определиться с дизайном будущего мебельного шедевра в технике декупаж.

Винтажный стиль очень интересен для декора мебели, поскольку позволяет применять сразу несколько декоративных техник. Но давайте посмотрим правде в глаза и оценим помещение, в котором данный предмет будет находиться. 


Это спальня либо будуар в стиле барокко (рококо)? Быть может ваша гостиная или кухня оформлены в стиле европейского кантри? Если ответ нет, то, скорее всего, от старинных изображений, ангелочков и букетов следует отказаться.

Дизайн помещения более экзотичен и выполнен в восточной, индийской, китайской либо африканской стилистике? 

Интерьеры в стилях эклектика, фьюжн и колониальный прекрасно принимают тематические изображения в духе дальних странствий, этнических картинок, надписей, орнаментов и символов.


Когда человек чем-то увлечен, обычно, это видно по обстановке, которой он себя окружает. Морская тематика, экстремальный спорт, любовь к путешествиям, маркам, авто и многие другие тематические изображения достойны занять место на мебельных фасадах в вашей комнате. Отбросьте рамки стереотипов – все, что изображается на постерах и страницах журналов, вплоть до кадров из любимых кинофильмов можно перенести на твердую плоскость и зафиксировать лаком. О том, как это сделать будет рассказано далее.

ИНСТРУМЕНТЫ и МАТЕРИАЛЫ

Для работ по нанесению и закреплению картинок в технике декупаж вам потребуются:
  • рисунок, выполненный на декупажной карте, салфетки для декупажа (либо обычные трехслойные с рисунком), в отдельных случаях возможно использование изображений из журналов, распечатанных на бумаге изображений (лучше, если это односторонние картинки без глянца); изображения на плотной бумаге требуют предварительного опробывания на пригодность;
  • ножницы с закругленными концами, чтоб вырезать рисунок;
  • плоская полужесткая кисть из синтетики (ширина 1-2 см), ей будет наноситься грунтовка и лак;
  • грунтовка – акриловая краска (чаще белого цвета либо бесцветная) или клей для декупажа (ПВА);
  • прозрачный лак для закрепления и защиты рисунка, он бывает глянцевый, матовый (применяется чаще) либо же специальный лак на водной основе для изделий, эксплуатация которых будет проходить в условиях улицы;
  • акриловые краски применяются в случае, если рисунок будет дополнительно окрашиваться либо потребуется замаскировать границу между фоном и картинкой;
  • малярный скотч и канцелярский нож.
ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТИ
  • С предмета декорирования в технике декупажа снимают все мелкие детали: ручки, крючки, застежки, если они попадают в зону обработки.
  • Поверхность в обязательном порядке обезжиривают.
  • Если фон предполагает высветление, то его окрашивают в светлый цвет акриловой краской.
  • При оформлении отдельного участка, его границы желательно обозначить малярным скотчем, чтоб случайно не запачкать соседние части.
Когда мебель выполнена из дерева либо шпона, предварительно снимают старый лак, краску (растворителем) либо ошкуривают, если поверхность была отшлифована рукой мастера и временем.


Дуб – деликатный  материал, склонный к образованию естественной патины, поэтому не удивляйтесь, когда сквозь свежепокрашенный белый фон проступят желтые пятна. Они, кстати, могут проявиться и намного позже. Здесь требуется применить изолирующий слой из акрилового лака на водной основе. Вся процедура выглядит так: слой грунта (светлая акриловая краска), после высыхания наносят слой лака, посуху слегка шлифуют шкуркой и сверху укрывают вторым слоем грунтовки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА КАРТИНОК

Самый легкий способ – взять картинку и аккуратно вырезать ее по контуру. После этого бумажное полотно расслаивают, ведь в декупаже применяют только верхний окрашенный слой.

Те мастерицы, которые работают в винтажном стиле либо шебби-шик, предпочитают просто аккуратно обрывать фон вокруг рисунка, чтоб впоследствии получить максимально тонкие переходы между ним и фоном.

Когда рисунок выполнен на более плотной бумаге, есть смысл слегка ошкурить его контуры с  обратной стороны. Делают эту манипуляцию мелкозернистой шкуркой по направлению от середины к краю и только по обрезанным краям. Процедуру продолжают пока контур рисунка не станет истонченным и потеряет четкость.

Если на поверхность мебели наносят декор в виде старинной карты либо письма, то можно воспользоваться методом обжига краев.

Рисунок с декупажной карты, в отличие от тончайшей салфетки, может неравномерно пропитаться клеем при нанесении. Поэтому его после обжига замачивают в воде до состояния равномерной пропитки, после промокают полотенцем и клеят лишь при помощи грунтовки на водной основе (разбавленный ПВА).

НАНЕСЕНИЕ АППЛИКАЦИИ

Несмотря на возможность использовать в качестве клеящей основы прозрачный акрил, большинство отдают предпочтение разбавленному ПВА, так как он более деликатен и дает возможность исправить небольшие помарки (расправить складочки).

Основу наносят двумя способами: под рисунок и на него, в обоих случаях кистью с клеем. Этой же кистью поверхность аппликации аккуратно разравнивают. Кому-то удобнее делать это пальцами (при работе с ПВА), так больше чувствуются дефекты поверхности.

Остатки клея промакивают влажной тряпочкой.

Рисунку дают просохнуть, после чего, при необходимости, затирают границы между ним и фоном при помощи губки и краски мягкими макающими движениями.

ВНИМАНИЕ! Если вы ограничивали область нанесения краски малярным скотчем, то в результате нанесения слоев грунтовки и фоновой краски получилась довольно прочная и эластичная пленка. 

Поэтому не спешите срывать скотч – сначала по его границе под линейку проведите канцелярским ножом, слегка углубляясь в основание мебели, и только после этого снимайте малярную ленту.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ

В качестве дополнительного декора на рисунок либо фон вокруг него наносят патину, делают трещинки (техника декора кракелюр), дополнительную прорисовку контуров или раскрашивание.

ДВУХФАЗНЫЙ КРАКЕЛЮР С ПАТИНОЙ


Получаемый эффект: рисунок предмета декора сохранится, но его поверхность будет укрыта трещинками, как на старинных полотнах, плюс появятся тоновые преходы.

Набор для декорирования:
  • Предмет декора
  • Широкая кисть (2шт: отдельная для каждого лака)
  • Двухкомпонентный лак для кракелюра.  Это может быть лак с эффектом патины (потемнения, помутнения поверхности). Применение бесцветного лака сохранит первоначальный оттенок изображения.  
  • Затирка: специальный битум для затирки, порошок сухой пастели, золотой порошок, масляная краска
  • Покрывной прозрачный акриловый лак
  • Фен для ускорения процесса
Двухкомпонентный состав включает в себя два лака:  в одной емкости патинирующий состав (для придания старинного вида), его наносят первым слоем, в другой – лак для образования трещинок, наносится вторым слоем.

Шаг 1 Сначала очищают поверхность от пыли, наносят слой патинирующего лака. Дают просохнуть до состояния липкости без следов на пальцах (около 30-40 мин)

Шаг 2 Наносят слой кракелюрного лака (широкой кистью, очень быстро, равномерно, без наслоений и пробелов). Ускоряет процесс сушка феном. В результате получится растрескавшаяся поверхность со все еще липкими трещинками.

Шаг 3 Затирают трещинки с помощью губки или тампона, используя при этом средство для затирки. Удаляют излишки тампоном, смоченным льняным или растительным маслом. после этой процедуры затирочный состав останется только в трещинках, сделав их более заметными.

Шаг 4 Полученные трещинки достаточно хрупкие, поэтому их надо закрепить третьим слоем лака. Это может быть  патинирующий лак первого слоя (в таком случае эффект патины усилится), но если эффекта помутнения уже достаточно,  воспользуйтесь прозрачным акриловым лаком.

Для получения эффекта кракле без патины выполняют ту же последовательность действий, только с использованием бесцветного двухкомпонентного кракелюра.

НАВЕДЕНИЕ ТЕНЕЙ – любимый прием тех, кто работает в технике декупажа. 

В чем его суть: вокруг рисунка и рамки, в которой он расположен, губкой, смоченной в краске (можно поочередно использовать два оттенка) легкими касательными движениями наносят контуры. 

После другую губку окунают в основной цвет и такими же движениями делают плавный переход между тенью и фоном.

Фон иногда декорируют ПОТЕРТОСТЯМИ, для этого применяют два цвета краски. Это необязательно должны быть два оттенка одного цвета. 

Чаще для окраски потертостей применяют темно коричневую краску, поскольку она имитирует поверхность древесины. 

Фасад грунтуют темной краской, после высыхания в некоторых местах натирают воском и покрывают фоновым слоем.

После высыхания продольными касаниями в одном направлении шкурят в местах нанесения воска, обнажая нижний слой.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ РИСУНКА

Если вы довольны результатом  декупажа на вашей мебели – пришла пора фиксировать поверхность рисунка лаком. Наилучшим образом себя зарекомендовал именно матовый состав, поскольку он не дает бликов при боковом освещении.

Лак наносят в 2-3 слоя с обязательной просушкой между каждым из них, время и условия высыхания – согласно инструкции на упаковке.




Когда картинка для декупажа напечатана на более толстой бумаге, то для выравнивания границ на поверхности, обычно, наносят до пяти слоев лака.

Важный момент – в случае эксплуатация мебели на открытом воздухе, используйте специальный акриловый лак на водной основе. 


ДЕКУПАЖ МЕБЕЛИ, ФОТО


декупаж мебели

декупаж мебели

декупаж мебели

декупаж мебели

декупаж мебели

декупаж мебели

декупаж мебели

декупаж мебели

Рекомендуем прочесть:

ХОЛОДНЫЙ БАТИК
РИСУНОК НА СТЕКЛЕ СВОИМИ РУКАМИ
КАК ВЫБРАТЬ СИЛИКОНОВЫЙ КЛЕЙ ДЛЯ ДЕКОРА
РИСУНКИ НА СТЕНЕ
УКРАШЕНИЕ СТЕН

ФАЛЬШ-КАМИН
СЕРВИРОВКА СТОЛА
ДЕНЕЖНОЕ ДЕРЕВО